Rss

Вриндаван – это не Индия… или о силе «заряженных батарей»

Какие будут пожелания? О чем поговорим сегодня? Преданные зарядили свои «батареи», и теперь спрашивают, что делать с этими батареями? Когда «батареи» были не заряжены, все было ясно, а теперь – проблемы…

Что делать, когда наполнен счастьем

Когда Кришна на Манаса-Ганге притворился лодочником, набросил накидку, взял весло, сел в лодку, гопи не узнали Его из-за Йога-майи. Они везли йогурт, им нужно было переправиться на другой берег – продавать, пока он свежий. И вот тут появился лодочник, они попросили Его перевезти их на ту сторону, пообещав хорошо заплатить. Он стал торговаться, капризничать, что Он вообще не хочет заниматься этим. Гопи недоумевали: «Ну как, Ты же лодочник?» Он какую-то цену стал заламывать, гопи стали ругаться, спорить с ним. Наконец, они договорились о какой-то цене, сели в большую лодку, поплыли. Где-то на середине реки лодочник остановился и отказался везти их дальше: я, говорит, не обедал сегодня, есть хочу. Дайте мне ваш йогурт. Гопи возмутились: «Йогурт на продажу, мы не можем его дать. Ну ладно, накормим тебя, лишь бы довез. Сумасшедший лодочник какой-то – то деньги ему давай, то везти не хочет, то теперь он голодный» Съел лодочник один горшок с йогуртом, другой горшок, третий горшок, четвертый горшок… «Всё, не могу больше грести, я объелся, отравился вашим йогуртом.» Гопи были в крайнем изумлении – из ряда вон выходящий лодочник какой-то! А Он лежит на дне лодки и не двигается – объелся. Гопи не узнали Его в это время, поэтому решили:. «Давайте выкинем его из лодки!». И тут на Манаса-Ганге шторм начался, большие волны поднялись. А лодочник спит, Он объелся. Гопи заволновались: «Что-то нужно делать, мы тут погибнем скоро все». «А ты плавать умеешь?» – спросили они у Радхарани.

30 5

Радхарани плавать не умеет. Это Её трансцендентное качество. «Зачем же ты тогда в лодку села, если плавать не умеешь?» «Потому и села, что плавать не умею». И вдруг «лодочник» заговорил: «Так, гопи, все горшки – за борт, все-все, что вы хотели продать, все – за борт! Только так можно спасти ваши жизни». Они все горшки побросали за борт. И тут шторм утих, и лодочник открыл свое лицо…Так вот Он кто! Радхарани разгневалась: «Это Ты? Ты все устроил? Довел нас до белого каления, мы лишились йогурта, мы всего лишились…» Радхарани отвернулась, а Кришна стал брызгать водой Ей в лицо то с одной стороны, то с другой. Так снова завязываются Их отношения…

* * *

Я о чем-то хотел сказать… Да, о батареях… Это как Кришна – когда Он наелся, то не знает, что делать дальше, а когда был голодным – работал на веслах. Так и мы – когда наполнились сознанием Кришны, не знаем, что делать в блаженстве…

На самом деле, это целая наука. Когда человек работает, у него есть причина, ему не хватает чего-то. Не хватает счастья, не хватает денег. А как работать, если мы наполнены счастьем? Это сознание Кришны, здесь причина деятельности другая. Причина нашей деятельности – это духовное счастье, блаженство, любовь к Богу. Хотя вначале преданные опираются на правила и предписания. Вначале есть страх, обещания перед гуру, есть общество преданных – они смотрят на меня, и я не должен терять достоинства в глазах других, я должен поддерживать свой статус. Позже он руководствуется непосредственно чувством экстаза. Это блаженный процесс, где все нравится. Нравится киртан, поклонение Божествам, Туласи-пуджа… Очень экстатичный процесс. Позже преданный уже не обращает внимания на чувство экстаза, он действует исключительно из любви к Богу. Любовь к Богу – она выходит за рамки обычных правил и предписаний, она спонтанная, не совсем обычная, любовь. Преданный и днем времени не тратит, и ночью времени не тратит, нестандартным образом живет человек. В уме живет. Тело нуждается в режиме, процесс садхана-бхакти не противоречит нашему физическому существованию, он даже полезен. Если мы будем жить в соответствии с желаниями Кришны, тело тоже будет здоровым, и питание, и все остальное – ничто не противоречит законам природы. И в то же время стимул заключается в том, что человек 24 часа в сутки служит Кришне в своем уме постоянно. Это вершина сознания Кришны.

Нектар Вриндавана-дхамы

И таким образом здесь, во Вриндаване, мы чувствуем с каждым днем, как наполняемся сознанием Кришны больше, больше и больше… И, в конце концов, мы чувствуем, что нам здесь делать как бы уже и нечего. Нам нужно ехать туда – домой. Сверхдуша будет говорить об этом. Чем больше мы будем наполняться духовно, тем больше будем чувствовать, что все это нужно отдать. Мы должны зарядиться этим желанием – передать знание. В том мире трудно проповедовать, очень сложно трансформировать его в духовный мир, во Вриндаван. Иногда кажется, что это вообще невозможно – кругом материалисты, они все трансформируют в материю. Мы пытаемся дать что-то духовное, они тут же хотят из всего этого выгоду извлечь. Даже когда приходят новые преданные, они еще не все такие чистые, трудно бывает в движении, вокруг все трудно. И мы чувствуем, что наши батареи слабеют, энергия уходит, вера… и мы едем во Вриндаван.

Здесь сейчас все устроено более или менее неплохо. Раньше во Вриндаване было более аскетично. Но Кришна, Он здесь, Он всегда присутствует в этом месте. Здесь настолько естественно быть в сознании Кришны – кругом живые существа, люди, храмы. Как Прабхупада говорил, так тут все и есть – не успеваем мы отойти от одного храма, слышим: «Харе Кришна!» уже в другом месте. Не прекращается пение утром и вечером, вы ходите и слышите – все воспевают, в центре внимания – Бог. Здесь мы видим за очень короткое время, что это так естественно, так хорошо быть в сознании Кришны. И так просто. Почему бы это не сделать там, в западном мире? И мы едем с полными батареями, с полной уверенностью, что нужно продолжать делать то же самое. Вот такая задача. Позже наши батареи снова иссякнут, и мы снова захотим в святую дхаму или на фестиваль куда-то, где много воспевания, где только преданные. Все копят деньги, чтобы не работать, только тратить на сознание Кришны, чтобы пожить там, поесть прасад, послушать лекции. Все, ничего больше не нужно.
Здесь, во Вриндаване очень много воспевания. Иногда новые люди не понимают, как тут вообще можно жить с экономической точки зрения. Все только поют, поют и поют. Как же они успевают зарабатывать что-то? Нет никакого производства. Откуда здесь столько всего – столько овощей, фруктов. Как они вообще здесь живут?

Бхарата-варша такова – благословенная земля. Четыре раза урожаи в год, много коров, земля всегда плодородна. Немножко смекалки, немного ведического знания, и вы можете добыть здесь все-все, что необходимо для жизни. Абсолютно все здесь есть. Дешевое серебро, дешевое золото, драгоценные камни. Пища – круглый год, огромное количество, избытки продовольствия. Кто-то говорит: нищая Индия. Они ошибаются. Нищие города, которые были устроены потом материалистами. Вот там много нищих людей, там устройство другое – асура-варнашрама. Но такие места как Вриндаван, Майяпур – это места, подобные раю. Именно поэтому паломники сейчас приезжают сюда и удивляются простоте блаженства. Уходят от сложностей таких городов как Токио, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Москва, где очень тяжело, очень трудно. Чтобы попасть на намахатту в Москве, иногда мы тратим 3-4 часа в пробке. Легче доехать до другого города. Если каждый день ездить на намахатты в Москве, на программы, это очень большая аскеза. Чтобы собраться в одном месте преданным со всей Москвы, нужно много-много усилий приложить.

А здесь все под боком. Храм Кришна-Баларам-мандир, вокруг общение, поселение, видите – все устроено. И Прабхупада хотел, чтобы таких мест стало больше. Майапур сейчас тоже строится. Вначале нужно приехать в Майапур, но на Картику мы обычно не имеем так много времени… Майапур – он очень очищает, подготавливает, чтобы войти в святую дхаму. Здесь, во Вриндаване, тоже есть Господь Чайтанья, Он не сразу узнается. Но здесь Он тоже присутствует, потому что это место Радхарани, настроение господа Чайтаньи. Местные жители здесь больше обращаются именно к Радхарани, привлекаются Радхарани. Все во Вриндаване – это стимул, стимул любви к Богу. Такая атмосфера здесь. Если вы будете продолжать таким образом служить, как во Вриндаване, то результатом станет постоянный плач о Кришне. Плач о Кришне и все. Люди часто приезжают сюда сначала несколько грубые, они сбиты с толку, они не понимают, что это вообще такое – Вриндаван, в чем здесь ценности. Но, просто обойдя Говардхан, послушав истории, даже без философии, они проникаются этим настроением. Начинают участвовать в воспевании, начинают одевать вайшнавские одежды, ставить тилаки. Материалисты. Этот нектарный вкус дает силы следовать культуре вайшнавов. То, что мы с вами приняли, нас изменило. Теперь нас не могут понять в России – кто это, русские, не русские, кто это вообще? А, кришнаиты, нужно быть с ними ОЧЕНЬ осторожными. Совершенно сумасшедшие люди. Чтобы так отличаться от обычной культуры, так далеко уйти! Это люди совершенно с другой планеты, это очень большой риск, очень «крутые» кришнаиты. Если вы видите, что по дороге мчится какой-нибудь автомобиль, нарушая все правила дорожного движения, знайте – только два типа людей могут так ездить: «крутые» и преданные. Да, преданные так гоняют, ничего не боятся. Кришна их защищает, Кришна дает потенцию, силу. Теперь все это нужно правильно занять в служении Кришне.

30 6

Просто говорите о Кришне

Первое, что должен человек сделать, приезжая из Вриндавана домой: рассказать всем о том, где он был, что делал, что видел. Мы всегда делали так. Когда приезжали паломники из Индии – мы собирались, чтобы послушать их всех. Расспрашивали каждого, и, удивительно, каждый рассказывал новые, новые и новые истории. Все они были в одном и том же месте, но каждый видел разные духовные вещи. Если такая беседа идет час, два, три, вы начинаете видеть, что вокруг – Вриндаван. Запахи Вриндавана, звуки – коровы, павлины… Это мистический феномен. Поэтому, если вы начнете рассказывать о Вриндаване, все проявится на вашем языке, даже думать не нужно будет. Люди поймут то, о чем вы будете говорить. Более того, они захотят увидеть Вриндаван, это очень важный момент. Так мы и делаем из года в год: рассказываем о Вриндаване, рассказываем о Шриле Прабхупаде, и люди думают: что это за Вриндаван, и они хотят поехать туда. Прабхупада знал, что если человек приедет во Вриндаван, он постепенно станет преданным. А служить во Вриндаване – это очень естественно. Пища – это прасад, воздух – это прасад, люди вокруг – это тоже милость Кришны. Деревья – калпа врикша. До сих пор так все и происходит. И затем, когда мы будем рассказывать, мы увидим, что люди будут вдохновляться, они будут проникаться всем этим.

И что мы должны сделать там, у себя дома? Мы должны создать там атмосферу Вриндавана. Начните с простых вещей, не совершайте ошибок. Не планируйте больших вещей сразу же. Создайте хорошую нама-хатту. Особенно домохозяева пусть примут это с полной ответственностью. И не просто, чтобы мы собирались, говорили о чем-то, потом расходились. Нет, с полной ответственностью, чтобы мы могли продвигаться вместе. Чтобы мы лучше понимали философию, чтобы росло наше вдохновение служить Кришне, чтобы увеличивался этот потенциал. Если мы примем это с полной ответственностью, развитие нама-хатт выльется в целое движение. Бхактивинода Тхакур сказал об этом. По-другому сознание Кришны не распространится все равно, не пытайтесь найти другой выход. Только через нама-хатты, даже не через храмовое поклонение. В век Кали храмы – большие мишени. Пример с Москвой очевиден. Сразу это стало большой мишенью для христиан, для других властей. Это тоже, безусловно, форма проповеди. Но распространится сознание Кришны только через движение нама-хатт. Домохозяева должны взять полную ответственность за развитие движения сознания Кришны.

И так же, если кто-то имеет потенциал проповедовать, нужно стараться выходить к людям, организовывать программы какие-то. Не сразу выходить к большим аудиториям, важно видеть, что мы даем вдохновение, что люди получают этот импульс – бхакти. Даже если один, два человека слушают, не важно сколько, цена бхакти от этого не меняется. Проповедуем мы аудитории из ста человек, десяти или одному человеку, цена бхакти та же самая. Из многих, многих тысяч только один заинтересуется, что такое дух и материя. Из тех, кто интересуется, что такое дух и материя, достигают совершенства очень немногие. Очень мало преданных будет. Вриндаван – очень маленькое место, видите. Достаточно для всей Вселенной. Преданных очень мало во Вселенной. Двенадцать Махаджан всего. Для Вселенной это ничто, просто единицы. Практически на пальцах можно пересчитать великих личностей. Но если одна такая великая личность приходит на нашу планету, то все переворачивается здесь. Прабхупада сделал это невероятным образом. Есть великие души, но в основном люди Земли, Бхарата-варши способны уйти к Богу, просто уйти к Богу. Не развивая какого-то величия вселенского масштаба, не становясь полубогом или ачарьей. Но уйти к Богу каждый может по милости ачарьев, по милости Шрилы Прабхупады. Вот этим мы можем воспользоваться, рассказывая о Вриндаване, о Харе Кришна мантре, об этой вечной культуре, об ахимсе, о любви к Богу. Людям на самом деле не хватает этого как воздуха.

Когда-то я проповедовал психологам, «новым» людям. И я думал, нужно как-то применительно к ним философию дать, пытался находить язык какой-то – психологический, философский. Но на третьем занятии стал рассказывать о Господе Чайтанье. И в это время пришли еще несколько новых психологов, которые не слышали предыдущей лекции, подготовительной. И одна из этих психологов стала преданной. Она возглавляет сейчас целое движение психологов-преданных в Казахстане. Я спросил у нее: «Как вы привлеклись сознанием Кришны?» «Я услышала о Господе Чайтанье, и поняла – вот это мне и нужно. Мне нужна любовь к Богу». Никаких подготовительных вещей, смотрите. Часто то, что мы думаем, в действительности совсем не так. Люди на самом деле хотят только любви. Именно во Вриндаване мы получаем этот импульс – просто говорить о Кришне. Вот увидите, вы приедете и можете целую неделю, целый месяц и даже больше только говорить о Кришне, и люди будут вам верить. И слушать будут, потому что тут будет бхава, привезенная из Вриндавана. Позже она иссякнет, «батареи» разрядятся, потому что там гуны материальной природы, очень трудный мир. Трудно трансформировать его. Это как ряска в пруду – вы бросаете камень, она расходится, потом постепенно снова сходится, и на том же самом месте все остается. Очень сложно умы людей менять. Нужно очень много времени, иногда полжизни нужно потратить на то, чтобы кто-то стал преданным. И затем снова «батареи» иссякнут, нужно будет находить какие-то аргументы, какие-то доводы философские, психологические, аюрведические, астрологические. Боже мой! …Финансовые, экономические, даже эту сторону нужно будет рассмотреть для людей, для них это все очень важно. И потом вы снова приезжаете во Вриндаван, тут никого это особенно не интересует. Просто о Кришне люди говорят. Заряжаемся, снова приезжаем, удивляемся: просто говорим о Кришне – люди верят. Вот они – «батареи»! Но према-бхакти, которую мы получаем здесь, в окружении которой мы сейчас находимся, она не проявляется постоянно в материальном мире, она только во Вриндаване. В таких местах, как Варшана, према-бхакти есть всегда. «Варша» – это дождь, он постоянно идет, это дождь из премы… Очень красивые места, очень вдохновляющие – Радха-кунда, Шьяма-кунда, Пыль Вриндавана…

30 7

На парикраме вокруг Вриндавана

В материальном мире, в котором мы живем, не может быть постоянно проявлена према-бхакти и какие-то духовные настроения. Время от времени мы будем вспоминать о Вриндаване с тоской, с болью разлуки… Вот так будет развиваться наше сознание Кришны. В конце концов, преданный по ночам будет вспоминать о Вриндаване и плакать. Так все это будет происходить. На фоне материального мира все это кажется таким привлекательным, таким желанным и таким недоступным. Вриндаван-дхама…

Если снова приедем во Вриндаван, подумаем: это мой дом, я снова дома. Ничего не было там, откуда я приехал. Приснилось что-то мне… Материалистов было много, да… Где они? Нет их тут! В духовной обители ни одного материалиста нет. Сон, майя какая-то, наваждение… Все отрезает дхама и дает возможность просто снова получить милость Кришны. Главное – не совершать оскорблений. Но Прабхупада сказал: «Здесь наш дом, здесь, во Вриндаване, всегда хочется быть, но поле деятельности – весь мир».

Развитие духовных общин – форма проповеди

Поэтому должна быть готовность приехать и распространять сознание Кришны разными путями. Прабхупада дал много наставлений на эту тему, но также он сказал, что можно придумывать что-то новое, особенно, что касается развития общин.

Многие наши преданные, хорошо обученные, будут жениться и потом пропадать. То есть наше движение обречено на провал… Прабхупада сказал: «Придумайте что-нибудь…» Община означает: один – за всех, все – за одного. Должны быть общие духовные законы, связь между преданными. Внутренняя защита должна быть, чтобы мы имели уверенность в обществе преданных. Это даст нам силу. Чтобы мы не чувствовали одиночества, находясь в общине, чтобы были связаны внутренне. Что касается России, у нее есть большие шансы, потому что Россия – это страна коммунизма, она всегда мыслит категориями общины: «все – общее». Недаром коммунистические тенденции в России были. Это очень похоже на ведическую концепцию, Прабхупада сказал: «Ведическая цивилизация точно такая же, только вся разница в том, что здесь есть Кришна, который все естественно объединяет, а у них там не было Кришны, поэтому все развалилось. А идеи хорошие, привлекательные… Поэтому, раз мы коммунисты, какой толк называться коммунистами, если мы не можем установить сознание Кришны?!»
Эти идеи близки для нас. Никаким русским преданным не нравится сепаратизм. Мы всегда рады, когда мы вместе, когда вместе что-то получается. Русские считаются одними из самых поющих преданных в мире. Ну, вместе что-то делать трудно, а петь – можно…

(Продолжение в следующем номере «Садху-Санги»).

Огромная благодарность Эдуарду, преданному из Риги, записавшему лекции Чайтаньи Чандры Чарана прабху во Вриндаване и бескорыстно распространившему диски с лекциями среди преданных!

Записала Любовь Антонец

Заключительная лекция Его Милости Чайтаньи Чандры Чарана прабху
в один из последних дней Картики, 27 октября 2006 года, Вриндаван

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No30, май 2007