Rss

Я до сих пор помню вкус сладких шариков…

Мяконькина Елена: «Говинда Нандини деви даси – редактор нашей газеты. Появилась Говинда Нандини в Пскове не очень давно, два с половиной года назад, но теперь уже невозможно представить жизнь псковской общины без этой энергичной, очень открытой и очень-очень симпатичной матаджи. Она постоянно фонтанирует идеями, стремится усилить свою садхану и стандарт поклонения своим Божествам. Нам просто повезло, что в нашем тихом, сонном городке появилась такая живая личность!

13 1

Говинда Нандини, ты целый год брала интервью у наших гостей и преданных. Настала твоя очередь отвечать на вопросы!»

– Как ты пришла в движение сознания Кришны?

– Я шла в это движение очень-очень долго – 10 лет, а может, и больше. До сих пор я нахожусь в пути, потому что даже сейчас, имея инициацию, я не могу сказать, что полностью нахожусь в сознании Кришны. У меня осталось много нереализованных материальных желаний и неизжитых материальных привязанностей. Так что есть над чем работать.

В детстве я часто задумывалась над смыслом жизни, я постоянно размышляла о том, как бы прожить так, чтобы оставить след на земле, принести пользу людям. Мне хотелось выбрать какую-то очень полезную для человечества профессию, состояться как личность, стать героем в повседневной жизни. Я и книги на эти темы любила читать.

О Боге как-то не задумывалась – не то время было, хотя лет с десяти меня стал преследовать страх смерти. Я не могла поверить в то, что она реально существует. Мой ум не мог смириться с мыслью, что я умру – и все. Конец всему. Пустота, чернота, небытие… Я приставала к родителям с этими вопросами – неужели меня не будет? Они отвечали: «До рождения тебя тоже не было, и ты по этому поводу не переживала и не страдала». Я думала и соглашалась с ними. Но вопрос смерти оставался для меня открытым.

Потом, когда я училась на первом курсе университета, началась гласность и перестройка, все повально стали верить в Бога, и я, естественно, не осталась в стороне. Нет, я начала интересоваться вопросами религии не потому, что это стало вдруг модным – меня на самом деле очень сильно привлекала эта тема.

Все началось со спецкурса по Библии в нашем университете, который вел местный священник. Внезапно я поверила в Бога. Меня не пришлось в этом убеждать, мне не нужно было ломать какие-то атеистические убеждения в своем сердце, я просто подумала: «Бог есть». И было такое ощущение, что я всю жизнь об этом знала, просто сейчас это знание превратилось в твердую уверенность, которая может реально изменить мою жизнь.

Я начала ходить в православную церковь, молилась, постилась, изучала Катехизис, старославянский язык, даже пела на клиросе и мыла в храме пол. У меня появились новые знакомые и духовный отец – тот самый, который читал спецкурс в университете.

Потом я увлеклась агни-йогой, которая была основана на Ведах. Впервые я услышала о карме и реинкарнации, о манвантарах и кали-юге. Правда, это учение затрагивало лишь имперсональный аспект Бога, но меня это нисколько не смущало. Я упивалась новыми знаниями, много читала, у меня снова появились новые друзья и знакомые. В агни-йоге очень много говорилось о том, что каждый человек должен найти духовного учителя и следовать его наставлениям, что только духовный учитель может вести нас по жизни. Мне это казалось не совсем понятным. Я думала – где же найти гуру, ведь все люди на земле несовершенные, а учителем может стать только совершенная личность…

А потом… Потом начались метания от православия к агни-йоге. В первом меня не устраивала философия, а во втором – имперсонализм. Попутно я изучала и другие религии – буддизм, даосизм, конфуцианство, дзен-буддизм, учение Порфирия Иванова и Шри Чинмоя, даже с «белыми братьями» общалась. И так не могла понять – где же на самом деле истина?

В 1991 году я впервые встретила преданных. Это случилось в новосибирском Академгородке. Они шли по улице и пели – мне в тот момент показалось, что это необыкновенно счастливые люди, и их счастье – не придуманное, не показное, а настоящее, искреннее, простое. Потом, когда была лекция в университете, я смотрела на них и думала – а ведь я тоже могу стать такой, как они. Я тоже могу быть счастливой и радостной, что же мне мешает присоединиться к этим удивительным людям?

Но, тем не менее, я не присоединилась. Хотя вкус сладких шариков, отведанных на лекции, помню до сих пор. Странно, но вся услышанная на лекции философия казалась мне знакомой, я будто не узнавала что-то новое, а вспоминала забытое. Я приняла все безоговорочно, даже четыре регулирующих принципа старательно записала в свой блокнот.

Потом я очень часто сталкивалась с преданными, ходила на программы, кушала прасад, покупала благовония, музыку, книги, пыталась что-то готовить и предлагать Кришне и даже купила четки! И все время я хотела стать преданной, но у меня ничего не получалось. Сейчас я думаю, что в то время я просто еще не была готова порвать с материальной жизнью (даже сейчас этот процесс еще не завершен), мне хотелось наслаждаться и жить для себя, хотя попытки служить Кришне, конечно же, были.

Но больше всего в то время мне нравилось ухаживать за своей внешностью, покупать красивую одежду, ходить на светские тусовки и в ночные клубы, вызывая восхищение мужчин и зависть женщин. За это время я успела пару раз «сходить» замуж, родила ребенка, сделала неплохую карьеру в журналистике, издала две книжечки стихов о любви (я несколько лет посещала литературную студию при Союзе писателей и университете), обзавелась кучей вредных привычек и склонностью к депрессии. Со временем депрессия стала моим постоянным спутником, и я даже привыкла к ней…

И однажды я снова встретила преданных! Совершенно мистическим образом мне в голову «ударила» мысль написать в областной газете статью о кришнаитах, связь с которыми к тому времени была уже утеряна. Но у одного сотрудника газеты оказался знакомый – кришнаит, так что я получила телефон президента Кемеровской общины преданных и позвонила ему. Он пригласил меня в гости, и я взяла у него интервью. В своей беседе Лагху Хари прабху раскрыл новые, неожиданные для меня стороны сознания Кришны. И я вдруг прозрела – вот она, истина, которую я так долго искала! Также мне очень понравилась его жена и прасад, которым меня угостили.

С этого момента моя жизнь очень сильно изменилась. Нет, я не начала резко читать 16 кругов, не вышла на улицу распространять книги Шрилы Прабхупады – просто в моей жизни появилась цель. И эта цель – Кришна.

Я постоянно иду к этой цели, правда, очень медленно, а иногда, сделав шаг вперед, я тут же делаю два шага назад. Но как бы я не спотыкалась на своем пути, моя цель всегда со мной. Я уверена, что Кришна – вот единственный смысл нашего существования, все остальное – мрак и суета…

– Счастлива ли ты в сознании Кришны?

– Да, в движении сознания Кришны я очень счастлива. Если душа занимает свое естественное положение и начинает служить Господу, она постоянно пребывает в блаженстве и радости. Потому что это ее природа.

Как только я начинаю наслаждаться сама, то через некоторое время в моем сердце поселяется тоска и печаль. Я изменяю своей природе, своему естеству – откуда появится счастье?

– Как ты выбрала своего духовного учителя? Почему выбор пал именно на него, как развивались отношения с ним и как это повлияло на твою духовную жизнь?

– Бхакти Чайтанья Свами – первый духовный учитель, которого я увидела в своей жизни. Так получилось, что я только-только пришла в ИСККОН, и он приехал в наш город. Самое удивительное, что мне посчастливилось жить с ним в одной квартире, готовить для него и служить ему! Это была великая удача, об этом я не могла даже и мечтать. В то время я даже не читала 16 кругов и не следовала всем регулирующим принципам.

Помню нашу первую встречу. Он поднялся в квартиру, его слуга пошел к машине за остальными вещами, а все остальные преданные тоже были внизу. В квартире была только я. Он сел в кресло и внимательно посмотрел на меня. Я молчала, так как очень растерялась. Потом он что-то стал меня спрашивать, но половину его слов я не поняла. Он спросил, чем я занимаюсь, а я ответила, что работаю журналистом. Он очень обрадовался: «О, я тоже был когда-то журналистом. Вы обязательно должны писать о Кришне».

Эти его слова стали самым главным наставлением в моей жизни. Потом Гурудев дал мне много других наставлений, но это, самое первое, я считаю одним из важнейших.

Тогда я еще не знала, какого гуру мне выбрать. Бхакти Чайтанья Свами через три дня уехал, но я продолжала размышлять о том, кто же мой настоящий духовный учитель. Я слушала лекции других духовных учителей, в общем, все время пребывала в поиске.

Через некоторое время в мою жизнь ворвались куча разных проблем (которые на тот момент казались мне катастрофой), страданий и боли. Мне было так плохо, что я не хотела жить. Я решила бросить ИСККОН и почти забросила духовную практику.

А еще мне хотелось в тот момент поговорить с чистой, возвышенной душой. Мне так нужна была поддержка и понимание… И я решила написать Махараджу письмо, поскольку больше не знала, кому можно написать о таком…

Он ответил на следующий день. Я даже не ожидала, что получу такой быстрый ответ. Сразу было видно, что он помнит меня, хотя прошел целый год с нашей последний встречи. В его письме было столько любви, сострадания и теплоты, что я заплакала. В этот момент я поняла, что мне написал МОЙ духовный учитель, которого я искала всю жизнь. В сердце трепетала и пела радость, а я прыгала до потолка от счастья и блаженства. Никогда не забуду эти минуты, потому что это было самое настоящее счастье.

Так мы стали переписываться. Я никогда не говорила Махараджу о том, что выбрала его своим духовным учителем. По-моему, и так все было понятно. И когда я попросила у него пранаму, он написал мне: «Я уже давно принял тебя в своем сердце». От этих слов хотелось рыдать от счастья…

Не прошло и года после получения пранамы, как мой духовный учитель решил дать мне инициацию. Я, честно говоря, не собиралась пока просить его об этом, это было его желание. И я подумала, что духовному учителю виднее, поэтому легко согласилась, и не жалею об этом.

Инициация заставляет нас быть более серьезными в духовной жизни. И если раньше я могла бы все бросить, уйти в майю, и никому, кроме меня, не было бы хуже, то сейчас я связана со своим гуру. Я знаю, что он будет страдать, если я брошу духовную практику. Он обещал Кришне привести меня к Нему, а я обещала духовному учителю исполнять его наставления и идти за ним к Кришне…

Мой духовный учитель – очень добрый, милостивый и очень ласковый. Он мне как отец, нет, он больше, чем отец. Я его очень люблю и хочу, чтобы он был счастлив, здоров, и чтобы у него было много хороших учеников.

– Каковы твои отношения с Божествами? Какую роль играют Божества в семейной жизни?

– Два с половиной года назад мой духовный учитель дал мне наставление поклоняться Божествам. Честно говоря, я даже не представляла себе, как я буду поклоняться Божествам, это казалось мне чем-то запредельным и потому нереальным. Но постепенно я привыкла к этой мысли, а потом преданные привезли из Индии по нашему заказу Шри-Шри Гаура-Нитай. Это были такие красивые, такие чудные Божества, что невозможно было глаз от Них оторвать.

Так в наш дом пришли Шри Шри Нитай-Шачисута. Конечно, наша жизнь очень сильно изменилась, потому что нужно было Божества кормить, купать, наряжать, класть спать. Для Них нужно было петь, покупать украшения, шить одежду – в общем, все, что мы раньше делали для себя, мы стали делать для Божеств.

Мне кажется, в семейной жизни без Божеств жить невозможно, как же иначе помнить о Кришне и служить Ему? Шрила Прабхупада писал, что если жизнь в грихастха-ашраме крутится-вертится вокруг Божеств – в этом и заключается совершенство жизни. Божества – хозяева квартиры, в которой мы живем, и когда к нам в гости приходят преданные – это Божества их приглашают, а мы лишь – слуги Божеств, которые должны стараться, чтобы всем гостям было хорошо и уютно.

Я не знаю, что сказать про отношения с Божествами… Я пытаюсь Им служить, как могу, а Они принимают (я надеюсь на это) мое служение. Я поняла, что главное – это не то, что мы делаем для Кришны, а то, с какими эмоциями и мотивами мы это делаем. У меня в отношениях с Божествами были разные периоды. Были периоды фанатизма, когда я служила Им 24 часа в сутки, забыв о себе, а потом в моем сердце просыпалась гордыня. И я чувствовала, что Божествам не нравится такое служение. В конце – концов, именно благодаря своей гордыне мы и остаемся в материальном мире…

Сейчас я поняла, что Божествам нужна просто наша любовь. И я стараюсь как-то выразить эту любовь каждый день. Я не пытаюсь быть «крутым» пуджари или монстром садханы, я, прежде всего, хочу стать смиренной по отношению к окружающим и самой себе. В таком состоянии Божества принимают любое служение.

Недавно к нам пришли также Божества Сита-Рам-Лакшман-Хануман, которым поклоняется мой муж, и Гопал, которому пытается поклоняться наша дочка Сита.

Сейчас я уже не могу представить нашу жизнь без Божеств, Они внесли в нее смысл и радость.

– Бывает ли у тебя страх: мол, что бы было со мной, если бы я не пришла в движение сознания Кришны, как бы сложилась моя жизнь, если бы Кришна меня не «поймал» в свои сети?

– Да, меня часто посещают такие мысли. Я чувствую просто ужас от осознания того, как бы сложилась моя жизнь, не будь в ней Кришны. Может, меня бы уже и в живых-то не было, кто его знает. Или была бы я жива физически, но духовно была бы мертва – эдакий живой труп. К сожалению, большинство людей кали-юги – это просто живые трупы, даже не подозревающие об этом. Как это страшно! Я думаю, что я бы сошла с ума от депрессии и бессмысленности жизни, если бы у меня не появилась цель – бхакти и духовный мир. Спасибо Кришне, спасибо гуру и преданным, которые помогли и продолжают помогать мне стремиться к этой цели и всегда помнить о ней!

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No13, ноябрь 2005