Rss

Я не нахожусь в сознании Кришны, я лишь на пути к нему

Вирья прабху – один из самых любимых наших проповедников, издавна приезжающих в Псков. Его приезды стали приятной традицией. Мы все восхищены этой удивительной личностью и его особыми, очень возвышенными качествами. Одними из свойств характера Вирьи прабху являются необыкновенная аккуратность, чистоплотность, уравновешенность и стремление все сделать самым совершенным образом. Чем бы он ни занимался, он все делает очень качественно и красиво. Можно получить большое удовольствие, наблюдая, как он поклоняется своим Божествам в форме шалаграма и говардхана-шил, с каким усердием и тщательностью он расписывает их каждое утро и проводит пуджу. Не менее интересно наблюдать, как Вирья прабху готовит. Он делает это также совершенно и искусно. Однажды мне довелось наблюдать, как во время пикника Вирья прабху готовил чапати. Из маленьких кусочков теста, замешанного тут же, в его руках рождались красивые лепешки правильной круглой формы. До сих пор я не могу понять, почему у него все получается таким красивым. Точно также он дает лекции – серьезно, вдумчиво, последовательно излагая свои мысли, и в этом есть какой-то особый вкус, особое настроение…

10 5

Вирья прабху

– Не могли бы Вы подробнее рассказать о том, как Вы столкнулись с учением Шрилы Прабхупады?

– В самом начале своей жизни я не имел никакой склонности к религии, мне это казалось чем-то очень далеким и неинтересным. В то время большинство из нас, к сожалению, получили атеистическое воспитание. В нашей семье тоже никто не интересовался вопросами веры, кроме моей бабушки, которая была очень набожной. Сначала она приняла православие, а потом перешла в баптистскую церковь. Я часто видел, как она молилась, какой у нее был сильный интерес к Богу и к Личности Иисуса Христа.

Однажды, вернувшись домой после долгого отсутствия (я учился в художественном училище), я увидел, что у нас появилось много книг на религиозные и философские темы с уклоном в христианство. Я начал просматривать эти книги, некоторые из них пытался читать, и сразу почувствовал, что идеи этих книг очень близки мне. Религиозные вопросы вдруг стали притягивать мой ум.

Через некоторое время из Питера на каникулы приехал мой самый лучший друг и привез с собой Бхагават-гиту. Это был самый первый человек, который рассказал мне о Кришне и философии Вед. Между нами разгорались жаркие споры, потому что я долго не мог принять то, что он говорил мне, так как к тому времени был уже стойким приверженцем христианской доктрины. Во многих спорах я даже лидировал, приводя больше аргументов в пользу того или иного утверждения.

В то время он очень привлекся сознанием Кришны и даже очень тесно дружил с Чайтаньей Чандрой Чараном прабху, с которым они вместе служили в пожарной части. Сейчас, к сожалению, мой друг отошел от Движения, надеюсь, что ненадолго…

Но тогда под его влиянием я прочитал полностью Бхагават-гиту, с каждой страницей делая для себя все новые и новые открытия.

В то время книг по восточным религиозным практикам было очень мало, и поэтому я жадно впитывал все прочитанное. Мне было интересно, и в общем я понимал изложенную в книге философию, хотя некоторые термины меня смущали, я так и не смог их понять. Например, текст маха-мантры вызывал у меня непонимание, также такие слова как «прана», «имперсональный», «трансцендентальный» вызывали некоторое недоумение.

Потом друг уехал, и я на три года забыл про Бхагават-гиту. И лишь когда я переехал жить в Питер и снова начал общаться с ним, эти забытые темы снова стали всплывать в наших разговорах…

Я помню свою первую встречу с преданными. Мы с друзьями как-то приехали в вегетарианское кафе «Говинда», и на меня все в этом кафе произвело большое впечатление. По крайней мере, меня снова и снова тянуло туда приезжать. В то время в кафе проводились утренняя и вечерняя программы, которые состояли из киртана, лекции и ответов на вопросы прихожан. Кафе было чем-то вроде храма для нас.

Я начал изучать вайшнавскую литературу и постепенно проникался ее идеями. Мне очень нравилось слушать лекции, хотя многое из того, что там говорили, я не мог до конца понять. Также мне трудно было связать все услышанное в одну стройную и логическую систему.

В то время события моей жизни сложились таким образом, что мне нужно было сделать выбор – либо искусство и общение с моими друзьями, связанными с искусством, либо сознание Кришны. Это выбор потребовал от меня больших сил, мужества и, конечно, отречения. Я выбрал сознание Кришны. В тот момент я понял, что видимо, это моя судьба. Все больше я чувствовал себя близким к этой философии и к этому образу жизни.

И следующим моим шагом к сознанию Кришны стала возможность жизнь в ашраме, куда меня пригласили преданные. Это уже было больше, чем простое любопытство и посещение лекций в кафе. Это была уже настоящая, серьезная жизнь монаха, практикующего бхакти-йогу.

– И Вы решили жить в ашраме?

– Это был первый ашрам в черте города, потому что храм в то время находился за городом. В то время ашрам назывался «Ананда-ашрам». Преданные, жившие на этой квартире, каждое утро приезжали за город, в храм, и занимались там преданным служением. Впоследствии эта квартира стала ашрамом санкиртаны.

Как только я поселился в ашраме, я начал повторять 16 кругов мантры и соблюдать регулирующие принципы. И продолжаю это делать до сих пор.

– Неужели у Вас не было никаких сомнений или метаний?

– Единственной трудностью было принять ту концепцию Бога, которую дает вайшнавская философия, потому что до знакомства с сознанием Кришны у меня уже сложилось свое представление о Боге, которое не так легко было изменить. Но постепенно и эта проблема как-то легко решилась…

В течение всего моего пребывания в движении я постоянно искал ответ на вопрос, как примирить эти две разные философии – христианство и учение Шрилы Прабхупады, я постоянно пытался найти точки соприкосновения этих культур. Не знаю, почему, но это было очень важным для меня. Я очень хотел понять, кем является Иисус Христос, и с течением времени этот вопрос также для меня разъяснился.

– Вы знаете, я тоже пыталась понять в свое время эти проблемы. Не могли бы Вы сказать, кто же все-таки такой – Иисус Христос?

– Я исследовал это вопрос и пришел к выводу, что Иисус – шакти-авеша-аватара Господа Нарайаны, Он явился к нам из духовного мира с определенной миссией, о которой говорится в священных писаниях. После того, как я нашел информацию о Христе в Ведах, мое внутреннее состояние стало более гармоничным, я устранил все кажущиеся философские противоречия и успокоился.

— Сколько лет Вы находитесь в сознании Кришны?

– Я еще пока не нахожусь в сознании Кришны, я лишь на пути к нему, потому что сознание Кришны – это когда человек достигает духовного совершенства. Это наша цель, к которой мы стремимся.

Но если говорить о том, когда я пришел в движение сознания Кришны, то это случилось 13 лет назад. Вы знаете, это время пролетело как одна минута…

Помню, я когда-то читал воспоминания о жизни одного монаха, который 50 лет прожил в монастыре, так вот, он писал, что эти 50 лет пролетели как 50 дней. И я понял, что время – это очень удивительная вещь, которую не так-то легко понять и познать…

– Расскажите о становлении Псковской ятры. Говорят, Вы приняли в этом очень активное участие.

– Я впервые приехал в Псков в середине или конце 90-х годов, точно не помню. Меня сопровождала большая машина с книгами, которые мы собирались здесь распространить. В Пскове была квартира Врикодары прабху, где собирались преданные, и в этой квартире мы жили. Помню, мы проснулись утром, привели себя в порядок и решили открыть алтарь, чтобы провести службу. Открываем и чуть не падаем в обморок от удивления – на алтаре стоят Божества Шри-Шри Гаура-Нитай.

В те времена отношение к Божествам было особенным. Домашних Божеств почти не было, были только храмовые, доступ к которым тоже был несколько ограничен, потому что в храме существует строгий распорядок на этот счет. Какую-то часть дня Божества обычно закрыты, и лицезреть Их можно лишь в специально отведенное время. А тут Божества прямо перед нами на алтаре стоят! Было чему удивиться… Нам даже никто не сказал, что в Пскове есть Божества. Видимо, кто-то из путешествующих преданных оставил Их, или правильно говоря, «уложил спать».

Мы распространяли в Пскове книги и поклонялись Божествам: пели для них утреннее арати, предлагали бхогу, а потом шли на санкиртану. Так прошел месяц. Поскольку именно мне приходилось готовить для Божеств, я привязался к Ним и перед отъездом молился, прося Их о том, что если Они хотят, то могут когда-нибудь снова пригласить меня в Псков служить Им.

Через год в Санкт-Петербурге преданные стали разрабатывать проповедническую программу, которая была одобрена Чайтаньей Чандрой Чараном прабху, и одним из перспективных направлений этой программы стал Псков. В то время здесь уже были преданные, которые довольно-таки давно занимались духовной практикой, мы с ними познакомились, и впоследствии я стал приезжать в этот город примерно раз в два месяца.

Мы проводили программы, изучали священные писания, разбирали тонкости различных моментов духовной практики. Лекции длились очень долго. Для меня было обычным делом дать лекцию на 5 часов! Чуть позже мы организовали приезд в Псков старших преданных, первым из которых стал Чайтанья Чандра Чаран прабху

Я помню, что мне очень нравилось приезжать в Псков, общаться с преданными, помогать им в решении каких-то проблем, изучать с ними философию… Это давало мне особый вкус к преданному служению, помогало мне лично духовно прогрессировать.

– Как Вы встретились со своим духовным учителем?

– Помню, когда к нам в Питер приехал Гопал Кришна Госвами, я бывал на его лекциях и очень внимательно слушал все, что он говорит. Когда гуру уезжал, и мы все провожали его, в какой-то момент я ощутил острое чувство разлуки. Это чувство я помню до сих пор. Думаю, что Параматма каждому подсказывает, кто является его духовным учителем, нужно просто прислушиваться к себе и доверять подобным ощущениям.

Когда Гопал Кришна Госвами приехал во второй раз, я уже общался с его учениками. Как правило, если преданный начинает общаться с учениками какого-либо духовного учителя, он впоследствии становится тоже его учеником. Это происходит потому, что преданный начинает много слушать о духовном учителе и постепенно в его сердце пробуждается любовь к нему.

– Я слышала, что Вы готовите Махараджам, которые приезжают в Санкт-Петербург.

– Да, так случилось, что я стал по воле судьбы этим заниматься. Когда мы жили в ашраме, нам приходилось самим готовить себе пищу, поэтому я приобрел некоторый опыт в этом деле.

Первый Махарадж, для которого я готовил, был Джаяпатака Свами. Я не должен был для него готовить, но ситуация сложилась таким образом, что готовить было некому, поэтому попросили меня. Я даже не мог отказаться…

У меня были считанные часы, чтобы все успеть. Я купил продуктов и приехал на квартиру, куда должны были привезти Махараджа. Я напряг все свои способности и приготовил, на мой взгляд, неплохой прасад. Это было все, на что я был способен в данный момент. Я не знаю мнение самого Махараджа о моей работе, но в то время он был один из таких духовных учителей, который обладал особым вкусом в отношении прасада, и этот вкус могли удовлетворить только немногие слуги.

Для меня этот опыт стал особым благословением и особой милостью. Впоследствии возникла необходимость в том, чтобы кто-то в нашем городе выполнял такое служение, и так уж получилось, что это поручили мне.

– Многие питерские преданные очень хвалят хлеб, который Вы печете.

– Обязанность преданных – кормить людей прасадом. Также в священных писаниях сказано, что злаки –основная пища для всех живых существ. Поэтому я стал печь хлеб. Сначала я пек хлеб на дрожжах, а потом узнал, что дрожжи – не очень благоприятный продукт. Через некоторое время один преданный поделился со мной рецептом бездрожжевого хлеба, по которому готовит его жена. Этот хлеб нам очень понравился, и вот уже два года я использую его. Секрет особого вкуса этого хлеба заключается в том, что муку для него я смалываю сам на небольшой мельнице. Хлеб, испеченный из свежей муки, очень сильно отличается от обычного хлеба. Он приятнее на вкус, к тому же такой хлеб дает человеку силу и здоровье.

– Расскажите о том, как Вы поклоняетесь своим шилам.

– У меня индивидуальное, не очень строгое поклонение, которое отличается от того, что мы можем видеть в храмах. Тем не менее, у меня есть свой стандарт, который не привязан к определенному времени – все зависит от обстоятельств. Также я стараюсь придерживаться высоких правил чистоты при поклонении.

Каждое утро я провожу абхишеку и пуджу, во время которой предлагаю Божествам 16 предметов. Это занимает около полутора часов.

Поклонение Божествам мне очень многое дает. Если каждый день совершать одни и те же действия, связанные с поклонением Богу, действия, которые требуют определенного внутреннего настроя, чистоты, внимательности и пунктуальности, то это очень помогает нам глубже соприкоснуться с традицией. Поклонение Божествам в соответствии с традиционными правилами очищает наше сердце и позволяет нам осознать свои отношения Богом.

– Почему Вы выбрали именно такую форму Божества?

– Первые Божества, в которых я почему-то увидел проявленную форму Бога, были Канай и Балай – говардхана-шилы Мадана Мохана прабху Я увидел в этих Божествах особое настроение и необыкновенную красоту. Я видел, что это живые Личности. Я очень внимательно рассматривал эти Божества и замечал, что у Них меняется выражение лица и каждый день Они совершенно разные.

Странно, что до этого я каждый день видел на алтаре Шри-Шри Гаура-Нитай, но почему-то Кришна не проявился для меня через Них…

И вообще я никогда не мечтал иметь свои Божества и поклоняться Им. Тем не менее, уезжая из Джаганнатха-Пури, я увозил с собой Радху и Кришну – очень изящные и очень хрупкие, сделанные из известняка, формы Божеств. Правда, у Них был недостаток – Они были выполнены по-разному: Кришна был объемным, а Радха была сделана в виде рельефа. Позже я оставил эти Божества во Вриндаване.

В Майапуре, на даршане у своего духовного учителя я попросил у него разрешения поклоняться Божествам. Он спросил, каким Божествам я хотел бы поклоняться. Я подумал и ответил, что хотел бы поклоняться шилам, имея ввиду говархана-шилы. Гопал Кришна Госвами сам поклоняется шилам, и его Божества меня очень привлекали.

Чуть позже, во Вриндаване мне подарили говардхана-шилу, но это было не так уж легко, мне пришлось много усилий приложить, расспрашивая преданных, кто бы мог дать мне такую шилу.

Сейчас у меня 13 форм Божеств в форме шил, из них 11 – шалаграма-шилы. Когда у меня появилась самая первая шалаграма-шила, я пришел с ней к Аиндре прабху, попросив его дать имя этому Божеству. Аиндра прабху назвал шилу Мадана Гопал. Строго говоря, это даже не шила, это определенное проявленное Божество Гопала в форме шалаграма. Я помню, Аиндра прабху с большим интересом рассматривал эту шилу, а потом сказал, что у него тоже есть такое Божество Гопала. Он раскрыл мешочек, который висел у него на груди, и показал мне шилу. Он сказал, что невозможно упасть в майю, имея такую шилу. В священных писаниях сказано, что Божество Гопала в форме шилы дает благословение обрести любовь к Богу, и если человек будет поклоняться этой шиле и заниматься серьезно духовной практикой в течение всей жизни, эта жизнь станет для него последней…

Записала Говинда Нандини деви даси