Rss

Ямуна Деви

34 1

Первая, будто случайная, встреча с Ямуной обычно происходит на холме с красивым поэтическим названием «Холм двенадцати солнц», на котором высится Мадана Мохан мандир.

Здесь Сурья дэв, отец Ямуны, проявил свои двенадцать форм, чтобы согреть Господа Кришну, омывшегося в её водах после сражения с демоном Калией.

Дочь бога Солнца, она так похожа на все реки, по свободным равнинам несущие свои воды, и так не похожа ни на одну из них.
Русло её изменилось с тех пор, когда Кришна сидел на этом холме, но по-прежнему, поднявшись сюда, можно увидеть Ямуну, всю красоту её долины и путь от самого горизонта. Этот путь – поток любви, которую она расточает вокруг. Облик её исполнен изящества и грации, плавные изгибы течения, словно повороты плеч, спокойны и неторопливы.

Она не покидает этих мест, пленённая красотой Принца Враджа.

Она способна слышать волшебные звуки Его флейты каждое мгновение.

Восточный берег Ямуны украшен пятью очаровательными лесами, в которых господствующим является Шри Баларам, а западный берег украшают семь зелёных рощ, Госпожой и Господином которых являются Радха и Кришна.

Во Врадже, приближаясь к Ямуне, идёшь, утопая в горячем песке, таком мягком и очень мелком, шелковистом, ласкающем. Уходя всей стопой в песок, ощущаешь, как с каждым шагом погружаешься, входишь в особое пространство глубочайшего покоя и умиротворения. Аура Ямуны, её духовная природа, несёт это состояние. Принимая поклоны и молитвы многих тысяч душ, великая преданная Ямуна деви дарит каждой душе счастливое умиротворение и крупицу своей чистой любви.

34 2

Говорят, что Кришна чёрный, потому что омывался в чёрных водах любимой реки. Обмениваясь любовью, они стали похожи друг на друга. Чёрная вода Ямуны – чёрный цвет Его кожи. Пепельно-серебристый песок – цвет её тонкого шёлкового сари. Искуснейшая ткань, тысяча песчинок – тысяча узелков на дюйм, созданных Божественной рукой. Она легко покачивает своим веером – тонкими ветвями деревьев, создавая приятный ветерок. Река, дарящая воспоминания о Его непревзойдённых играх, свидетельница сокровенного. Стоя в тени живых ветвей Вамшивата, Он заиграл на волшебной флейте и здесь, на песке Ямуны, начал Свой первый танец раса – вершину бытия.

Кеши-гхат – единственный из всех гхатов во Вриндаване, куда по-прежнему подходит Ямуна. Делая здесь поворот, она становится очень глубокой и быстрой. После победы над демоном Кеши, Кришна пришёл сюда принять омовение. С тех пор это особое место носит название Кеши-гхат. Большое благо – быть здесь. На Кеши-гхате установлено божество Ямуны. Даже если дверцы алтаря закрыты, её всегда видно сквозь решётку, в любой момент можно получить её даршан – так она милостива, очень красивая и всегда улыбающаяся Ямуна. Каждый вечер, во время захода Солнца, для неё здесь проводится церемония арати: предлагают огонь, а затем тарелочки ставят в ниши в каждой из восьми граней четырех беседок, выступающих в воду и как бы ограничивающих гхат. И огонь горит по нескольку часов. Иногда вечером можно видеть горящие фитильки – огни, плывущие по течению, иногда оранжевые пояски шафрановых гирлянд, а на берегу, у самой воды – чашечки со сладостями и фруктами. Всё это – подношения священной реке. Если долго сидеть на ступеньках Кеши-гхата, можно познакомиться со всеми обитателями этого особенного места.

34 3

На Кеши-гхате – лодочная переправа. Отсюда можно прокатиться вниз по течению реки до Матхуры и дальше. Лодки индусы украшают разноцветными флагами, установленными на корме, и красят в яркие цвета, чтобы судно привлекало внимание. Ведь у Кришны много историй с лодками, и сам Он превращался в лодочника. Слегка колышущиеся отражения создают настроение праздника. На противоположном берегу зеленеет травка, пасутся стада коров. Маленькие цапли гуляют по мелководью или, замерев, стоят в воде: чёрные и белые – Кришна и Баларама. Взлетают и снова садятся на берег стаи диких голубей, отражаясь в зеркальной глади реки. Летают ласточки, трясогузки, чирки, реют чёрно-синие стрижи. Высоко полетели журавли колеблющейся в небе цепочкой. Потом – вороны. Солнце благодатное, оно светит сквозь марево, не обжигая. Прямо у ног, над ступенькой, уходящей под воду, повторяя рисунок волны, проплыла метровая змея, золотистая в чёрной воде – Радхарани и Кришна. Поминутно, подобные блёснам, плещут рыбы, показывая белые бока. А кукушки здесь поют – не кукуют. Всё вокруг прославляет Кришну. Всё служит Его удовлетворению.

Вечереет, вышли на охоту чайки – на темнеющем сине-сиреневом пейзаже белые штрихи – Кришна и Баларама. Люди рыбу не ловят, а чайки, охотясь, никогда не выныривают пустыми. Играя, подкидывают рыбёшку в воздухе и подхватывают её на лету. Черепахи то и дело высовывают из воды свои головы – видимо, подышать воздухом Вриндавана и посмотреть на Кеши-гхат. Водомеры скользят в разные стороны, и жучки-плавунцы кружат по поверхности, танцуя парами, вырисовывая восьмёрки и символы инь-ян. Слава Божественной чете! Вечером далеко слышны голоса на реке, краски становятся гуще и сложнее, палитра их богаче.

Кеши-гхат никогда не бывает пустым. Здесь можно видеть отдыхающих на верхних ступенях санньяси. Иногда кто-то из них стирает свои шафрановые одежды. Чтобы напиться, спускаются к воде обезьянки. Нежась на солнце, лежат собаки. Приходят западные преданные, иногда подолгу здесь оставаясь. Кружат птицы и большие ярко-рыжие дикие пчёлы. Порхают бабочки, стрекозы, опускаются на ступени крылатые лаковые жуки. Открытое небо над рекой и живая, исполненная благодатью вода, сладкая на вкус. Святое существо Ямуна. Она светится блаженством. Она не похожа на другие реки. А вода в ней и чёрная и чистая одновременно. Когда зачерпываешь её в ладони, повернувшись лицом к заходящему солнцу, она становится золотой, принимая его лучи. Иногда Ямуна играет с преданными, крадя у них какие-нибудь личные вещицы – чётки, солнцезащитные очки, ободки с волос матаджи. Может быть, для того, чтобы услышать: «Значит, ещё вернусь». Часто приходят к реке индусы. Принеся поклоны, молятся и принимают омовение. Приятные слуху звуки – мягкий шелест деревьев, шум крыльев над головой, плеск воды под веслом – всё служит тому, чтобы создать особое состояние безмятежного покоя. В таком состоянии легко просить о служении, об очищении от всех условностей этого тела, этого мира.

Приношу поклоны и благодарю тебя, Ямуна, за всё, что ты подарила, за встречи с преданными, через которых ты открывалась. Возле тебя мы говорили о Кришне и Шримати Радхарани, о святой земле и о тебе, милая Ямуна, зная, что по душе тебе эти разговоры.
Взяв с собой немного священного песка с её берега, мы уходим. А на деревьях, растущих вдоль дороги, ведущей к Ямуне, видны стайки ярких шумных попугайчиков. Много коров и весёлой детворы, всегда готовой пообщаться.

Я ношу надежду в сердце на новую встречу с тобой, Ямуна.

Отрывок из книги «Священные места Индии», выпущенной омскими преданными.
Автор – Марина Пескова, художник

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No34, ноябрь-декабрь 2007