Rss

Заметки о паломничестве в Индию

Индия всегда готовит сюрпризы. Никогда не знаешь, что от нее ожидать. Это как Зона в фильме «Сталкер». Так и на этот раз. Еще в аэропорту Индия «началась». Оказалось, что наш багаж не загрузили в наш самолет, и мы были вынуждены ждать в аэропорту еще 3 часа, когда прилетит следующий рейс из Москвы. Слава Богу, наши чемоданы были там. За вынужденный простой менеджер аэропорта принес нам чипсы. Правда, они оказались с луком, и я потом раздавал их нищим.

6 1

Враджаваси очень улыбчаты и приветливы

Мы запланировали сразу же поехать во Вриндаван. Шри Джишну прабху, который прилетел вместе с нами, рассказал, что вокруг аэропорта дежурит транспортная мафия, поэтому такси там слишком дорогие. До Вриндавана они просили не меньше 2500 рупий. И действительно, как только мы отошли метров 300 по дороге, как нашли такси в 2 раза дешевле.

Так, не спав уже больше суток, мы ранним утром поехали во Вриндаван. По дороге мы обратили внимание на множество шоферских столовок, стоящих в поле вдоль дороги и представляющих собой кухню и несколько столов под одним навесом. Как правило, хозяева столовки спали там же. И во всех этих заведениях стояли телевизоры, вокруг которых толпились утренние индусы.

Еще меня привлек один момент. Я сразу не мог понять, что же изменилось со времени моих предыдущих посещений Индии. Уже потом я догадался, что стало значительно чище и стало больше зелени. Даже на железных дорогах появились уборщики.

Приехав во Вриндаван, мы поклонились пыли дорог Враджа и пошли в храм Шри Шри Кришны-Баларамы. Шри Джишну прабху объяснил, что, прежде всего, надо преподнести Им какой-то дар, как хозяевам храма ИСККОН и всего Враджа. Мы купили возле храма гирлянды.

Во Вриндаване Говинде Нандини сразу все очень понравилось: свинки, коровы, верблюды, торговцы, Ямуна, храмы, дома, еда, одежда. Мы встретили много знакомых преданных и присоединились к группе Гададхары Пандита прабху.

На следующий день мы, не спеша, обошли вокруг Вриндавана. Если идти быстро, это занимает около 3 часов. Считается, что так ты обходишь все 5000 храмов Вриндавана. Также мы участвовали в праздниках, которые устраивались по поводу явления Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и ухода Тамала Кришны Госвами.

Несколько месяцев назад во Вриндаване на железнодорожном вокзале появилась новая услуга. Теперь мы смогли прямо здесь купить билеты на все дальнейшие поездки по Индии.

3 марта Гададхара Пандит прабху повез нас в Гокулу и Матхуру. Сначала мы приехали в какое-то место, где было много храмов и в каждом по 3-4 алтаря со множеством Божеств, которые представляли ту или иную игру маленького Кришны. В каждом алтаре сидел брахман и просил деньги. Оказалось, что это ложная Гокула, хотя они уверяли нас, что именно это и есть дом Нанды Махараджа и именно сюда Васудева принес маленького Кришну. Но мы постарались поскорее избавиться от навязчивого духовного сервиса и поехали дальше.

Неподалеку оказалось другая Гокула, где все преданные почувствовали более благостную атмосферу. Мы вошли в большой дом с колоннами. Именно на этом месте и стоял дом, в котором провел свои первые дни на Земле Господь Шри Кришна. Там на алтаре стоят качели, на которых паломники могут покачать Божество Гопала-Кришны.

Затем мы поехали в местечко под названием Раман-Рети (как и район Вриндавана, где расположен храм ИСККОН). Там очень чисто и всюду лежит песок, оставшийся со времен, когда там играли Кришна, Баларама и Их друзья. Там есть община преданных. Они пригласили нас на прасад. Неподалеку протекает Ямуна. Мы пошли на Брахманда-гхат, где очень хорошее место для купания. Там живет много черепах, рыб, уток, пеликанов, журавлей.

Несколько часов осталось до захода солнца, когда мы поехали в Матхуру. Около основного храмового комплекса, построенного на месте рождения Господа Шри Кришны, расположена еще одна «истинная» тюрьма Камсы, куда брахманы приглашали нас сделать пожертвования. Но мы их не особенно обрадовали и пошли в то место, которое принято считать изначальным. На входе в комплекс паломников обыскивают, как на таможне в аэропорту. Это связано с тем, что рядом расположена главная мечеть Матхуры, и полиция опасается терактов. Посетив тюрьму Камсы, мы пошли к большому храму Шри Шри Радха-Кришны. На первом этаже есть небольшой зал, в котором стоит мурти Господа Чайтаньи Махапрабху, стоящего у Гаруда-стамбы возле храма Джаганнатхи. Гаудия-вайшнавы постоянно проводят там киртан. Мы немного попели вместе с ними.

6 2

Храм Говиндаджи во Вриндаване

На следующий день мы во главе с учеником Шрилы Прабхупады Дина-Бандху прабху на четырех автобусах поехали на Павана-саровару. Это озеро, в котором прощаются все грехи. Всем женщинам раздали глиняные горшки, в которые они набрали немного воды из озера и поставили себе на головы. Сверху горшки покрыли тканью и заткнули пробками из кокосов. С киртанами и танцами процессия двинулась к Вринда-кунде. Матаджи из окрестных деревень так ловко держали горшки на головах, что умудрялись при этом еще танцевать, не поддерживая горшки руками, а некоторые несли на боку маленьких детей. Женщинам из других мест было непривычно нести что-то на голове, но они быстро научились. Внезапно пошел сильный дождь, и скоро все были мокрыми до нитки. Наконец, примерно через час, мы подошли к Вринда-кунде. Там матаджи дополнили свои горшки водой и предложили все Шримати Вринде-деви. Чтобы высохнуть и согреться, преданные пустились в пляс. Тем временем враджаваси закончили приготовление прасада и стали угощать всех преданных.

5 марта Субал прабху и Вриндавана-Виласини д.д. повели нас с Говиндой Нандини вокруг Говардхана. Мы взяли большую моторикшу за 250 рупий. Еще за 500 водитель согласился ехать с нами рядом, пока мы идем вокруг Говардхана, и потом отвезти обратно во Вриндаван. В этом году дорога вокруг Говардхана очень хорошая, камней и колючек нет, только песок или асфальт. Мы практически без проблем обошли Говардхан за 7 часов, а рикша вез наши сумки.

На Говардхане очень много попрошаек: брахманов, детей и нищих. Брахманы без просу раздают какие-то благословения, а потом просят за это деньги. Мы давали им немного. Дети же могут идти рядом минут 20 и канючить: «Дай рупию, дай рупию!» Причем часто это не какие-то оборвыши, а обыкновенные школьники. Кто-то из преданных говорил, что как эти дети с огромным терпением выпрашивают рупии, так и мы должны терпеливо просить у Господа о милости.

Немного устав, мы совершили омовение в Мадхава-кунде – это завершение обхода холма Говардхана и подготовка к даршану Радха-кунды, до которой еще было километра четыре. На Радха-кунде все так же местные девочки предлагают паломникам священную глину, а брахманы предлагают свои услуги по поклонению. Один из них дал мне цветы для предложения Радха-кунде, хотя я старался избежать его помощи. Он очень удивился, когда я дал ему только 5 рупий.

Там же нам повстречался русский преданный, который назвался Радха-кунда дасом. Он рассказал, что сейчас на Радха-кунде живут около 25 русских. Им даже предоставили отдельное здание для жилья. У них есть главный бабаджи, у которого больше трех тысяч учеников. Радха-кунда дас сказал, что если жить на Радха-кунде и заниматься духовной практикой, то за 4-5 месяцев можно воочию увидеть Радху и Кришну. А женщины, как существа более эмоциональные и тонко чувствующие, могут этого достичь вообще за месяц. Сам он живет здесь уже 4 года и видел Радху и Кришну неоднократно. На прощание он дал нам местного меда и варенья из роз. Правда, немногие решились это отведать.

Под конец нашего пребывания во Вриндаване почти все из нашей группы переболели. Кто-то простудился, кто-то маялся животом. Но ничего серьезного, слава Богу, не было.

Дальше наш путь лежал в Южную Индию, в город Удупи, в котором Гададхар Пандит прабху несколько лет жил и проповедовал. По дороге в поезде мы познакомились с группой студентов-историков. Все они были очень приветливыми, говорливыми и шумными. Очень обрадовались, узнав, что мы верим в Кришну и читаем джапу. Зауважали нас за то, что мы соблюдаем экадаши. Сами они коммунисты, но тоже верят в Кришну. Очень любят Божество Кришны Гурувайор, который живет в городе немного южнее Удупи. Как сказал один из них, на первом месте в их сердце Кришна, а коммунизм на втором. Гададхара Пандит прабху рассказывал им о нашей философии, потом мы все вместе пели киртан и бхаджаны.

6 4

Прасад в храме Удупи Шри Кришны

Город Удупи чем-то напоминает Псков. Здесь также около 200 тысяч жителей. Современные многоэтажные дома, немного похожие на наши и непохожие на те, что мы привыкли видеть во Вриндаване. Гостиницы здесь очень хорошие и самые дешевые за всю нашу поездку. Мы снимали отличные номера всего за 90 рупий в сутки. Исторический центр города – храмы Удупи Шри Кришны, а также Анантешвары (Шивы) и Дурги. ИСККОН здесь, в основном, в нама-хаттах. Но недавно один преданный подарил ИСККОНу особняк, и теперь там храм, в котором живут трое преданных.

6 3

Удупи. У входа в храм Анантешвары

Мы посетили домашние программы в четырех семьях. Я впервые полностью ощутил на себе настоящее индийское гостеприимство. Нас везде ждали и принимали, наверное, как Махараджей. Везде собирались местные преданные. Они замечательно пели и играли на разных музыкальных инструментах. В первом доме нас встречал глава семьи со своей женой, отцом и матерью. Все они преданные. У них квартира в многоэтажном доме. Интересно, что коридоров в индийских квартирах нет. Обувь все оставляют прямо на лестничной площадке и, открыв дверь, попадают прямо в комнату. В этой квартире было 4 комнаты. Отдельно маленькая алтарная. Кухня с окошком в гостиную. Везде очень чисто, нет ничего лишнего.

После зажигательного киртана, поднявшего всех гостей на танец, была небольшая лекция о шаранагати, которую дал брахмачари-лидер местной общины. Потом нас угощали прасадом, приготовленным в южно-индийской традиции. Невероятное количество вкусных блюд, но все же очень остро для наших непривыкших языков.

Также накануне нас накормили в храме Удупи Шри Кришны. Там особая церемония раздачи и принятия прасада. Сначала, как обычно, раздают банановые листы, которые можно сполоснуть водой. Стаканы с водой ставят по одному на двоих (то ли у них за едой пить не очень принято, то ли стаканов не хватает). Сначала разносят по одной ложке всяких приправ. Потом кладут большую кучу риса, который надо рукой разделить на три кучки и сделать в них по ямке, так как еще три раза понесут к рису заправку. Сначала разносят дал, который выливают в первую рисовую ямку. Если вы рассчитываете, что съедите много, то можно залить далом весь свой рис, а потом взять добавки, которую будут еще разносить два раза. Но мало кто способен на такой подвиг, так как все огненно острое. После этого несут опять тот же рис и заливают овощным супом самбар (кстати, что такое сабджи, в Южной Индии никто не знает). Затем отдельно разносят сладкий рис. И напоследок – опять первый рис, который заливают соленой пахтой. Считается, что нельзя заканчивать трапезу сладким блюдом, так как тогда останется неудовлетворенность.

6 5

Бхаджан-кутир Гададхары Пандита прабху в Удупи на берегу реки Суварны

Утром 10 марта мы поехали в деревню, где находился бхаджан-кутир Гададхары Пандита прабху, в котором он жил некоторое время, изучая и переводя труды Шрипады Мадхвачарьи. Было очень жарко, и все отправились купаться в красивой реке Суварне. Гададхар рассказывал, что по ее берегам ходил сам Господь Чайтанья, во время своего путешествия по Южной Индии. Потом мы сами приготовили салат и сварили картошки, наконец-то, без острых специй. Гададхар Пандит сделал кокосовое чатни, использовав древнюю технологию приготовления. Сначала он разбил и очистил спелый кокос (кстати, индусы не очень уважают сок из спелого кокоса и часто просто выливают его на землю). Потом Гададхар сел на маленькую скамеечку и стал тереть кокос о лопатку, прикрепленную к этой скамеечке. Второй этап приготовления – размалывание кокосовой стружки в каменной ступе. Потом добавляются специи и соль.

Вернувшись вечером в гостиницу, мы обнаружили в нашем номере множество муравьев, которые заполонили весь пол, стол и кровати. Решив, что нам их не одолеть, мы решили переехать в другой номер, но муравьи, видимо, пошли за нами, так как там их тоже было предостаточно. Тогда нам дали номер на другом этаже. Там муравьев не было, но зато нас ждал индийский таракан ростом с маленького котенка. Решив, что лучше один таракан, чем 5000 муравьев, мы переехали туда, попросив таракана переночевать где-нибудь в другом месте (для убедительности пришлось огреть его тапкой по голове). Только мы расположились и собрались спать, как я увидел, муравьиную дорожку. Мы решили сражаться. Говинда Нандини попросила принести жвачку для замазывания щелей в полу, но уже было поздно где-то ее искать, и я предложил заменить жвачку более ведическим веществом – навозом. Навоза на улице было много. Еще полчаса Говинда Нандини ползала по комнате, замазывая щели. На пару дней мы успокоились. Правда, потом оказалось, что муравьи оценили наш подарок, и стали носить подсохший навоз себе в домик. Но нам уже было все равно, так как мы скоро уезжали.

6 6

Вход в самадхи Шрилы Прабхупады в Майапури

Гададхар Пандит прабху заказал Ратха-ятру для Удупи Шри Кришны, на которую еще в Пскове Дима пожертвовал деньги. Это очень красивое действо. Сначала Махарадж (главный из таттвавади, последователей Шрипады Мадхвачарьи) провел Божеству пуджу, которая несколько отличалась от тех, что мы привыкли видеть в ИСККОН. Потом вокруг алтаря Ханумана поставили забор из нескольких тысяч масляных светильников. Прихожане стали зажигать их один за другим. В это время перед Хануманом поставили около 30 тарелок. Мы подумали, что ему предложат сотни разных блюд, но ему положили в каждую тарелку лишь по горстке риса.

Затем в красочном паланкине утсава-мурти Шри Кришны вынесли из храма, и Махарадж усадил Его на 15-метровую колесницу. В это время местный слон звонил в колокол, привязанный к его шее. Когда Махарадж спустился с колесницы, он дал нам, как устроителям Ратха-ятры, по кокосу. Когда он прошел вперед, мы должны были с силой кинуть эти кокосы на землю, чтобы они разбились. Это символизирует отказ от ложного эго.

Процессия двинулась вокруг площади перед храмом. Перед колесницей шел слон, оркестр. Два мальчика танцевали в костюмах чертиков. Специальный служитель зажигал по ходу процессии фейерверки и факелы. Около 300 человек тянули колесницу за 2 больших каната. Махарадж шел впереди, то и дело оглядываясь на Божество. Он чем-то напомнил мне нашего Бхакти Вигьяну Госвами, не внешне, а по манерам, по настроению, что ли. Когда действо завершилось, Махарадж раздал нам махапрасад. Потом нас провели в прасадам-холл и накормили от пуза.

Несколько раз мы ездили на океан. Здесь очень хороший песчаный пляж. На берегу стоит храм Господа Баларамы. Это Божество Мадхвачарья нашел в другом куске глины вместе с Кришной. Господа Балараму он установил на берегу, а Господа Кришну отнес в Удупи.

6 7

Возле новой гурукулы в Майапури

В этих краях местные преданные очень любят Гададхару Пандита прабху, а также полюбили и всех нас. Однажды утром мы поехали на нама-хатту в пригород Удупи. Хозяин дома специально приехал за несколько километров, чтобы подготовить программу. Мы много пели, потом Гададхара Пандит дал лекцию. Опять нас досыта накормили.

Во второй половине дня мы поехали в Мангалор. Гададхару Пандита прабху просили и там дать лекцию, но мы к назначенному времени не успели. Но зато мы спели Гаура-арати. Местные преданные были очень довольны. Город Мангалор в 4 раза больше Удупи, и на программу в этот день собралось примерно 150-200 человек. Алтарная в большом двухэтажном храме Шри Шри Джаганнатхи Баладевы Субхадры была заполнена до отказа. На воскресный пир у нас уже не было сил, но мы набрали с собой неострых пакор, приготовленных по традиционным искконовским рецептам, что было необычно для Южной Индии.

Один преданный пригласил нас переночевать в своей квартире. Несмотря на поздний час, нам опять предложили прасад. Что поделаешь, пришлось уважить традицию.

Утром хозяин проводил мангала-арати в небольшой алтарной комнате. Кто смог проснуться, присоединились к нему. Но мелодии были незнакомые, поэтому сложно было следовать. После завтрака двое преданных повезли нас на своих машинах по храмам Мангалора. Это очень древнее место, связанное с играми Господа Парашурамы. Он установил здесь несколько Божеств, которым поклоняются до сих пор. Затем мы поехали на океан. Индусы боятся там купаться, так как там глубоко. Но нашим преданным было все нипочем.

На прощание нас хотели сводить в кафе, но мы деликатно отказались. Но все же преданные не отпустили нас с пустыми руками и накупили нам в дорогу бананов и кокосов.

Следующий день был нашим последним днем в Удупи. Нас пришел проводить член одной из нама-хатт. Он принес для нас прасад. Мы еще никогда не встречали такого бескорыстного служения, как нам оказывали преданные в Южной Индии.

До Маяпура добирались двое суток. Из Калькутты поехали на такси. Все вместе мы влезли в джип и поехали за 1400 рупий. Но оказалось, что водитель не знает дороги. Поэтому мы проездили на час дольше, чем надо. По дороге мы наблюдали, как местные жители срубают огромные деревья, растущие вдоль дороги. Гададхара Пандит прабху сказал, что древесина здесь очень дорогая, и такое дерево может стоить до 100 тысяч рупий. Мы решили, что на эти деньги они будут ремонтировать уже порядком разбитую дорогу.

Под вечер мы приехали в Маяпур. Так как жилье мы не бронировали, нас поселили в оставшихся соломенных хижинах. Оказалось, что нашими соседями были Игорь и Света из Пскова. Они были очень рады нашему приезду. Говинда Нандини была в восторге от вечерней экскурсии по Маяпуру.

Утром мы встретились с Гаргачарьей прабху и под его руководством несколько дней ходили по храмам Навадвипы. На лодке мы пересекли Гангу. Билеты на лодку стоят меньше рупии, но народу набирается столько, что преданные боялись, что лодка вот-вот утонет.

Мы прошли множество красивых храмов, построенных учениками Бхактисиддханты Сарасвати. Потом пошли в храм Вишнуприи, супруги Господа Чайтаньи Махапрабху. Там стоит Его первое мурти, которому Шримати Вишнуприя поклонялась, когда Господь Чайтанья ушел из дома, приняв санньясу. Это одно из лучших мест во всей Навадвипе.

Также мы побывали в Йога-питхе – месте явления Господа Чайтаньи. Там было очень людно, так как в эти дни перед Гаура-пурнимой многие матхи устраивают парикрамы по Навадвипе и посещают все главные храмы. Мы увидели одно из таких шествий. Впереди на палакине несли мурти Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, дальше шли несколько групп музыкантов и танцоров. Сразу притягивала взгляды группа танцующих женщин с мечами и щитами в руках. В таких процессиях принимали участие и русские, и европейцы из этих матхов. Скоро в Маяпур вернулась и группа парикрамы ИСККОН.

Неподалеку от Йога-питхи стоит дом Шриваса Тхакура, в котором Господь Чайтанья проводил свои первые киртаны. Мы тоже там воспевали святые имена.

Вечерами мы ходили на киртаны, которые проводили Ниранджана Свами, Ядубара прабху и Адити-Дукхаха прабху. В небольшой зал в одном из дальних корпусов городка ИСККОН набивалось больше 100 человек. В основном, это были русские, а также группа тайваньцев, за которых взял ответственность Ниранджана Свами после ухода Тамала Кришны Госвами.

Однажды утром мы во время джапы отправились на экскурсию в новую гурукулу ИСККОН. Она расположена в отдалении от главных зданий. Это очень красивый комплекс. В центре каменный жилой корпус, а вокруг среди деревьев и прудов располагаются соломенные аудитории. Все выполнено в одном стиле, и создается впечатление, что ты попал в какой-то сказочный городок.

Когда вернулась парикрама, сразу в Маяпуре стало много народу. Начались семинары. Нам удалось сходить на лекции Джаяпатаки Свами по Гаура-лиле и на семинары Уттама-шлоки прабху.

Также мы видели катание Божеств на слоне и на лодке. Это очень красочные действа, собирающие сотни и тысячи зрителей и участников. Параллельно в разных местах шли киртаны, лекции для индусов, видеофильмы, работал вайшнавский рынок.

6 8

В доме Джагадананы Пандита (Пури)

И тут Господь еще раз показал нам, как надо служить преданным. К нам подошел Шри Джишну прабху и спросил, может ли он передать с нами подарки для псковских преданных. Я очень удивился, что он хочет лично подарить что-то каждому, кто не смог поехать в дхаму. Он взял у нас имена всех преданных, купил для них сувениры и подписал все для каждого преданного. Этот пример удивительного личностного служения потряс меня до глубины души.

В вечер экадаши все Махараджи собрались на большой киртан в алтарной. Алтарь Шри Шри Радха-Мадхавы уже был закрыт, а Панча-таттва еще была открыта и принимала участие в киртане. Рядом с алтарем сделали небольшую сцену, на которой расположились Махараджи. Каждый из них по очереди вел киртан, сначала медленно, потом все быстрее и быстрее. Сердца всех преданных наполнялись ликованием. Кто-то сидел перед сценой, кто-то спонтанно начал танцевать. Одна пожилая матаджи очень красиво танцевала во вриндаванском стиле. Один прабху танцевал, держа на голове алтарь со своими Божествами Шри Шри Гаура-Нитай. И как только Они не слетели, когда он так прыгал и кружился! Когда очередь вести киртан дошла до Шачинанданы Свами, он сказал, что сейчас будет медленная вечерняя мелодия для Панча-таттвы. Когда шел киртан, уменьшили на алтаре свет, а потом совсем Божества закрыли, оставив небольших Божеств Шри Шри Гаура-Нитай на алтаре перед занавеской. В этот вечер Ачала прабху собирал преданных провести ночь, воспевая святые имена. Я ушел в одиннадцатом часу, когда киртан еще продолжался. Когда мы пришли утром, киртан перешел в мангала-арати.

22 марта мы с Говиндой Нандини поехали в Калькутту, рассчитывая еще неделю провести в Джаганнатха-Пури. Преданные из нашей группы уже возвращались в Россию. До Калькутты мы поехали на рейсовом автобусе, что оказалось гораздо удобнее (можно вытянуть ноги и пройтись) и дешевле, чем на такси. Доехали за 3.5 часа. Потом еще минут 15 на городском автобусе до вокзала Howrah. На следующее утро мы уже были в Пури.

Мы обошли несколько отелей, но самым лучшим по цене и качеству в этом году был ИСККОН. Храм и отель ИСККОН построен на месте бхаджан-кутира Шрилы Бхактивиноды Тхакура, и в алтарной рядом с мурти Шрилы Прабхупады стоит его мурти. Мы остановились в номере с видом на храм Господа Джаганнатхи. В Пури этот храм зовут просто «Шри Мандир». Когда мы подошли к Шри Мандиру, нам сложно было даже поклониться, так много было людей, стремящихся продать нам свой товар или предложить услуги. Мы, как могли, отвязались от них и пошли вокруг храма.

Несколько дней мы ходили по храмам Пури. Где-то выпала возможность послужить, и мы убрали двор в храме. Каждый день ходили на океан. Эти дни было холодно, и мы не купались, а просто сидели на берегу. Как обычно, по пляжу ходит очень много торговцев. Предлагают какую-то еду, ракушки, жемчуг, драгоценные камни. Мы поставили рекорд по снижению цен – к нам подошел мальчик, предлагая статуэтку за 260 рупий. В результате мы купили ее за 20. Также подходят нищие. Одна бабушка долго стояла и просила денег. Я дал ей 50 пайсов, она их обиженно кинула мне назад, мол, давай больше. Я подобрал деньги и больше не дал. Еще на берегу много отдыхающих из разных городов Индии. Пури – это популярный курорт. Увидев нас, некоторые индусы подходили, знакомились, просили с нами сфотографироваться.

В день Гаура-пурнимы 25 марта мы также целый день ходили по храмам, а вечером пришли в ИСККОН, где преданные заканчивали лекцию и готовились к абхишеке. Божества Шри Шри Гаура-Нитай установили перед алтарем на специальной подставке, и президент ятры стал омывать Их разными жидкостями из 13 горшочков: виноградным, манговым, апельсиновым, папаевым, кокосовым и банановым соками, молоком, йогуртом, медом и ги. Двое преданных помогали в абхишеке, а остальные пели перед Божествами. Потом был экадашный пир, но мы еще добавили к нему купленный накануне Джаганнатха-прасад.

На следующий день во всей Индии начался праздник Холи. Утром мы пошли в дом Джагадананды Пандита, рассчитывая не ходить далеко, чтобы нас не облили красками. Но потом что-то повело нас по дороге к Сиддха-бакулу. И тут же из окрестных домов выбежала детвора с брызгалками, и мы превратились в разноцветные картины экспрессионистов. Первое время мы старались убегать от «красильщиков», но это было бесполезно. Я избрал тактику наименьших потерь. Когда ко мне подходили люди с красками, я подставлял им руку или щеку, они немного мазали и отходили. А преданным, которые сопротивлялись, доставалось по полной программе. Их догоняли и мазали еще и еще. Когда мы пришли к Сиддха-бакулу, там было еще несколько русских преданных, перемазанных с ног до головы. Но все закончилось ровно в 14 часов. Мы пошли мыться на океан.

Вечером, когда мы шли по побережью, мы встретили Ашутошу прабху. Он вместе со своими последователями как обычно пел харинаму возле коробочки для пожертвований. Сейчас он живет в Тиаланде, пишет книги. В России он бывает редко.

6 9

Двор храма Господа Джаганнатхи в Пури

На два последних дня мы поехали в Дели. По дороге наблюдали интересную сцену. Обычно в Индии по поездам ходит много попрошаек. Среди них попадаются интересные субъекты – мужчины в женской одежде. Попутчики-индусы сказали, что это «не он, не она», существо третьего пола. Нам в это слабо верилось, так как выглядели они, как обычные небритые мужики в сари. Нам рассказали, что правительство дало таким людям специальное разрешение на сбор милостыни. Иногда они приставали к индусам, и, если те не давали им монетки, они принимались их целовать. Так как мало кому хотелось таких поцелуев, то многие раскошеливались. К нам они не приставали. Когда они подходили, мы говорили «Харе Кришна», и они проходили дальше. На этот раз тоже по вагону проходило «не он, не она» и сильно приставало к нашим соседям. Денег они не дали, и оно стало шарить по коробкам и мешочкам с едой. Мы были шокированы такой бесцеремонностью.

6 10

Храм Лакшми-Нарайаны в Дели

По прибытии в Дели мы поехали в ИСККОН. Хотя до этого преданные уверяли нас, что там свободно можно остановиться, но, как оказалось, мест в Guest House не было. Да и занятые комнаты были по 300 и 600 рупий в сутки, что для нас было дороговато. Но преданные помогли, накормили нас прасадом, а потом нас приютила русская матаджи Женя из Владивостока. Так мы бесплатно переночевали в 600-рупийном номере с кондиционером.

Мы обошли весь комплекс ИСККОН вдоль и поперек. Сходили в галерею-музей Бхагавад-гиты. Живые картинки в полумраке и подсветка создают эффект загадочности и торжественности. Это очень впечатляет, особенно индусов. Туда постоянно проходят экскурсии. Говинда Нандини в восторге от всего комплекса. Нам повстречался Гопал Кришна Госвами, вдохновитель и попечитель этого проекта. Он поздоровался с нами, спросил, откуда мы. Утром во время мангала-арати он проводил пуджу Шри Шри Гаура-Нитай.

Нам бесплатно предложили завтрак из 10 блюд. Потом мы пошли на экскурсию в расположенный рядом Храм Лотоса, построенный последователями религии Бахаи. Этот храм уже стал визитной карточкой Дели, и его фотографию можно увидеть на обложках всех буклетов. Он расположен на огромном участке земли. Но земля эта почти пустая, лишь несколько деревьев и кустов. Также пусто и в храме, просто стоят кресла. Ни алтаря, ни сцены. Приходишь туда и молчишь. Как намолчишься – выходишь. Ну, впрочем, чего еще ждать от имперсоналистов! Но зато храм посещают много туристов разных национальностей и религий.

Вечером мы поехали на Майн-базар, в надежде поселиться в дешевом отеле. Но приличные комнаты стоили по 250 рупий. Дешевле нам предлагали только какие-то сараи. Наконец, мы нашли более-менее нормальный отель «Навранг», где были комнаты по 80-100 рупий. На одну ночь можно было перетерпеть тесноту и соседство мышек. В этом районе Дели обитают хиппи со всей Европы и Америки. Встретить белое лицо здесь легче, чем индийское. Для хиппи здесь раздолье, так как на Майн-базаре продается все, что им надо, и достаточно дешево: одежда, украшения, музыкальные инструменты.

Сходили пешком до храма Лакшми-Нараяны (Бирла-мандир). Это тоже один из красивейших храмовых комплексов Дели. Рядом расположен небольшой парк, в котором индусы отдыхают семьями.

Обратно мы летели почти без приключений, не считая того, что рейс задержали на 3 часа. Рядом было несколько преданных, видеть лица которых было приятнее всего. Но они были не очень-то разговорчивы.

Лакшмана Прана дас

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No3(6), апрель2005