Rss

Жизнь и учение Шри Мадхвачарьи

Глава 1

1.3 Слава Шри Мадхвачарьи столь блистательна, что освещает все три сферы мироздания (низшие, средние и райские). Она столь беспредельна, что расходится даже за пределами этой вселенной! Его слава способна рассеять тьму невежества, покрывающую сердца материалистичных душ. Поэтому слава Мадхвачарьи светит ярче солнца, освещающего лишь внешние объекты этого мира.

45. Враги небожителей демоны претерпели ужасные удары и поражения от преданного стопам Господа Вишну – Вайу в облике Бхимасены. Утратив свою былую мощь, они походили теперь на блёклые, растрёпанные облака, лишённые влаги.

46. Так изнурённые, демоны всё же мечтали взять реванш. Поэтому, воплотившись вновь на Земле в настоящую эпоху кали-югу, они сочинили ложную демоническую философию о том, что Мукунда, Верховный Господь, дарующий освобождение, якобы лишён личностных качеств и атрибутов – ниргуна.

47. В особенности демон по имени Маниман, ранее убитый Бхимой на склонах горы Гандхамаданы, затаил в себе великую ненависть. Чтобы отплатить богам местью, он удовлетворил Господа Шиву суровыми аскезами и обрёл от него благословение стать великим оратором. Затем Маниман воплотился в Южной Индии в местечке Ангхри-тала в династии брахманов, называемой Калади. Там он стал известен под именем Санкара. Другие лидеры демонов также приняли воплощения на Земле одновременно с Санкарой, чтобы принять участие в миссии распространения доктрины монизма.

Примечание: Это общепризнано, что основателем Адвайта-даршана, философской школы монистов, стал Шанкарачарья, явившийся в 608 году нашей эры в Южной Индии на территории современного штата Керала. Шанкара оказал великое влияние на умы людей во всей Индии и даже в мире. До сегодняшних дней его чтят за многочисленные духовные подвижничества и чудеса. В Падма Пуране и Шива Пуране описано, что Шанкара был не кто иной, как сам Господь Шива, воплотившийся на Земле с особой миссией. Так, например, в Падма Пуране говорится: «Обращаясь к своей супруге Парвати, Господь Шива сказал: «В Кали-йугу я сам низойду на землю в облике брахмана и распространю ложную материалистичную философию майавады, которая будет по сути являться скрытым учением буддизма. С помощью этой философии я искажу истинный смысл великого писания – Веданта сутры. Так эта философия станет причиной деградации среди людей в век Кали».

27 7

Шрипада Шанкарарачарья

В Шива Пуране также говорится, что Сам Верховный Господь дал указание Шиве распространить философию майа-вады с целью, чтобы отклонить недо-стойных демони-ческих личностей с истинного духовного пути – преданного служения Богу. Эта философия настолько хитроумно пред-ставлена, что любой человек может попасть под её влияние, если будет пытаться изучать ложные писания, составленные Шанкарой.

В связи с этим интересно отметить, что Нараяна Пандит Ачарья в своём повествовании здесь говорит, что основателем философии монизма стал не сам Господь Шива, а благословлённый им Санкара (перевоплотившийся демон Маниман).

Однако из общности их места рождения, семьи, миссии, схожести в именах и прочих факторов, можно заключить, что Санкара и Шанкарачарья есть одно и тоже лицо. То есть с учётом авторитетности обоих источников, можно прийти к выводу, что Господь Шива и Маниман воплотились одновременно в одном теле. Это весьма возможно, чему свидетельствуют множество других ведических историй. При таком понимании становится очевидным, что Маниман воплотился на земле с демонической миссией, а Господь Шива частично вошёл в него и вложил свою энергию. В таком случае становится ясно, как воплощённый демон мог попутно совершить много хороших дел. Он сделал их под влиянием присутствующего в нем Господа Шивы. Так, например, Шанкарачарья составил множество совершенных молитв – таких как знаменитый, исполненный преданности гимн «Бхаджа Говиндам». Для примера, вот два стиха из него:

бхаджа говиндам бхаджа говиндам
говиндам бхаджа мудха-мате
сам-припте сан-нихите кале
 нахи нахи ракшати дукрин-каране

«О Мудха-мати, недалёкий человек кали-йуги с разумом, направленным лишь на животные нужды, славь Господа Говинду, славь Говинду, прославляй Говинду, и это воистину принесёт тебе спасение! Просто умствование и знание спряжений глаголов санскрита не защитит тебя от наступающей в должное время смерти».

мудха джахихи дханагама-тришнам
куру сад-буддхим манаси витришнам
йал лабхасе ниджа-кармопаттам
виттим тена винодайа читтам

«О, глупец, оставь свою неутолимую жажду к богатству! Развивай духовный разум, способный принести истинное умиротворение! Пусть твой разум удовлетворится тем достатком, который уготован тебе судьбой и который ты заслужил (по карме) своими поступками в прошлом». (Так, развив непривязанность к мирскому, ты сможешь продвинуться на пути духовного совершенствования.)
Эти замечательные стихи наполнены преданностью к Богу и истинными наставлениями о духовном пути. В то же время разрушительная философия майавады также была составлена Шанкарой. В этом видна явная противоречивость. Однако, учитывая, что в теле Шанкары присутствовало одновременно две личности, божественная и демоническая, можно легко рассудить, что источником всех его благотворных дел стал Господь Шива, а источником всего негативного стал демон Маниман.

Делая вывод из всего этого, можно заключить, что автор умышленно изменил святое имя Шанкара (источник умиротворения) на Санкару (источник деградации). Этим он на самом деле отделил демона Манимана от божественной личности Господа Шивы. Так, не нанося оскорблений Шиве, автор воспользовался такой возможностью, чтобы от души разоблачить и опозорить демона Манимана.
 
48. Так же как хитрый кот, обыденно питающийся мышами, воровски пытается пить йогурт и молоко, которые были предназначены для подношения в священный огонь; как собака, живущая на объедках, пытается украсть Пуродашу, пирог, предназначенный для подношения Богу в жертвоприношении; как бестолковая обезьяна пытается похитить ожерелье из бесценных самоцветов, – так греховный Санкара «похитил» священные Веды. Он исказил смысл Вед таким образом, что с помощью них уже стало невозможно воистину познать Бога.

49. Санкара подумал, что люди не примут его учение всерьёз без веской на то причины. Поэтому он притворно вступил в почитаемый всеми сан отрешенного человека санньяси. Как злонравный слон стремится замутить кристально чистую воду озера с цветущими на поверхности лотосами, так Санкара решил исказить ясный смысл священных Вед.

50. Санкара был приверженцем материалистичной философии буддизма. Видя, что учение Будды, будучи не ведическим, утрачивает своё влияние на умы людей, Санкара преподал тот же буддизм в новой форме.

51. Хитрый Санкара адаптировал все основные постулаты философии буддизма, просто поверхностно изменив их имена на ведические. Так буддийский термин асат (иллюзорный материальный мир) он назвал сад-асад-вилакшаной. Самврити (иллюзорную энергию, покрывающую душу) он назвал майей…. Шунйу (абсолютную пустоту) буддистов он назвал нирвишешей или акханда-брахманом в терминологии Веданты. Поэтому это не удивительно, что многие философы называют Санкару скрытым буддистом.

52. Составленное Вйасадевой писание Брахма-сутра подобно солнцу, лучами своих афоризмов оно освещает смысл всех Вед. Своими комментариями на Брахма-сутру Санкара похитил (исказил) их подлинный смысл, поэтому его называют Великим вором.

53. Санкара назвал себя последователем Веданты, хотя в реальности в своих работах он полностью исказил изначальный смысл, вложенный Вйасадевой в Веданта-сутру. Господь Вйаса – океан терпения, и только поэтому он не испепелил Санкару в мгновение ока за это бессовестное оскорбление.

54. Так изначальное сияние, подобное бесценным самоцветам Вед, было покрыто толстым слоем ила в форме ложных философских интерпретаций Санкары. Для несведущих людей он стал причиной духовного разложения. Об этом говорит само его имя Санкара – источник распада или разложения.

55. Вскоре демоны повсюду распространили учение Санкары, основанное на трёх основных постулатах:

  1. Это мироздание иллюзорно и в реальности не существует.
  2. Верховный Господь не имеет личностных качеств.
  3. Не существует разницы между Богом и Его отдельными частицами дживами – индивидуальными душами.

О, как это печально, из-за демонической пропаганды Санкары полный трансцендентных качеств Господь Васудева (Шри Кришна) постепенно исчез из умов даже святых людей.

Глава 2

27 8

Шрипада Мадхвачарья

1. Из-за влияния века раздоров Кали, подобное солнцу чистое духовное знание было утрачено среди людей. В то же время ложные толкования Веданты распространились повсюду. В этих обстоятельствах святые люди утратили способность ясно различать истину и поэтому начали сходить с истинного пути  духового совершенства. Видя такую плачевную ситуацию, небожители были очень огорчены. Возглавляемые Брахмой, они с молитвами обратились за помощью к Верховному Господу Мукунде (Кришне), дарующему освобождение из круговорота рождений и смертей.

2.3. По обыкновению Верховный Господь не нисходит на Землю в век Кали. Господь Брахма также не делает этого. Тогда Нараяна посмотрел на всезнающего Мукхья-прану, который поддерживает жизненную силу всех живых существ в творении. Видя, что только Мукья-прана способен осуществить необходимую миссию, Господь улыбнулся и мягко сказал ему следующие слова:
«О, светлоликий, посмотри, что происходит на Земле – люди, наделенные преданностью и достойные совершенства, не могут Меня достичь из-за неведения о верном пути, предписанном в Веданте! Мы должны пролить на них милость, даровать им прибежище и защиту. Поэтому на радость святых и по воле Моей – воплотись в одном из самых святых мест Индии! Ты должен написать совершенные комментарии на богооткровенные писания, чтобы ни у кого не оставалось более сомнений о Моих истинных трансцендентных достоинствах и личностных качествах».

4. Мукхья-прана с почтительно сложенными руками получил это указание Господа, словно принял блистательную корону из самоцветов себе на голову. Также он принял в сердце молитвы величайших небожителей, словно украсил свою грудь ожерельем из драгоценных камней. Так Вайу приготовился низойти на Землю с проповеднической миссией.

5. В то время на Земле праведные люди были охвачены сомнениями о том, как можно достичь вечного духовного блага. Они страдали без правильного понимания духовных истин, изложенных в Веданте, сути всех Вед.

2.25. Как император мира вступает в свою столицу, так Вайу вошёл в тело новорожденного сына Мадхья-гехи, отмеченное тридцатью двумя благоприятными знаками совершенства. Это младенческое тело походило на столицу с празднично украшенными девятью вратами, встречающую своего властелина.

Примечание: У Мукхья-праны была привилегия не претерпевать томительное пребывание в утробе матери, поэтому до момента родов в теле младенца находилась другая подчинённая Мукья-пране душа. Когда же младенец родился, Мукья-прана сам вошёл в него, а другая душа отбыла.

26. В этот момент боги на небесах торжественно забили в свои барабаны дундубхи. Этим они возвестили о явлении Вайу на Землю, на радость всех святых людей и на горе нечестивцев.

27. Мудрый Мадхья-геха в то время закончил своё поклонение Господу в Удупи и возвращался домой. Он услышал благоприятные звуки небесных барабанов, которые вдруг пробудили в нём великую радость. Хотя Бхатта не знал достоверного источника этих звуков, он принял их за божественное знамение, указывающее на рождение сына.

28. Мадхья-геха вошёл в свой дом и вновь ощутил экстаз, увидев прекрасное, как луна, лицо новорожденного сына. Он тогда прославил милостивую природу Господа Мукунды, ниспославшего ему желанного сына. Затем искушённый в благих делах Бхатта провёл все необходимые обряды для своего дитя, с рождения наделенного благими достоинствами.
 
29. Этот ребёнок был не кто иной, как Асудева, вселенский властелин жизненной силы Мукхья-прана, воплотившийся с целью проповеди истинного духовного знания. Асудева всегда исполнен искренней преданности к Господу Васудеве-Кришне, поэтому когда Мадхья-геха дал сыну имя Васудева, это было весьма уместно.

Примечание: Васудева – это детское имя славного Мадхвачарьи.
 
30. Дедушка, живший с восточной стороны от дома Мадхья-гехи, с любовью преподнёс в дар дойную корову для кормления новорожденного. Пожертвование, сделанное великой душе, неизменно приносит достойные плоды. Так этот дедушка принял своё следующее рождение в том же месте, родившись в своей семье от собственного сына. Таким образом, он получил возможность принять от Мадхвачарьи совершенное духовное знание, которое вскоре вознесло его в духовное царство.

(Избранные стихи из поэмы «Сумадхва-виджая», составленной Нараяной Пандитом Ачарьей)

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No27, февраль 2007